1. Ознакомьтесь с порядком, по которому должны работать представители кредитора
Федеральный закон устанавливает, что профессиональные взыскатели не имеют права звонить чаще, чем 1 раз в сутки и не больше, чем 2 раза в календарную неделю и 8 раз в календарный месяц. Определено и время звонков: в будние дни с 8 до 22 часов, а в выходные – с 9 до 20 часов. Также к звонкам приравниваются разговоры по телефону с роботом-коллектором.
Назначать личные встречи с должником профессиональные взыскатели могут только раз в календарную неделю, а сообщения писать – не чаще 2 раз в сутки, до 4 раз в календарную неделю и 16 раз в календарный месяц. Через «Госуслуги» они вправе писать еще реже: в течение 1 календарного месяца не более 2 обращений по одному обязательству.
Кроме того, причинять вред и оказывать психологическое воздействие юридические лица тоже не вправе. Если вы почувствовали чрезмерные назойливость и давление – это признак того, что профессиональные взыскатели нарушают закон.
2. Не предоставляйте мобильным приложениям доступ к контактам
Кроме коллекторских агентств, взысканием просроченной задолженности могут заниматься микрокредитные организации и банки. Зачастую их представители просят клиентов скачать мобильное приложение для смартфона. При установке не разрешайте приложению доступ к контактам в телефоне. Непорядочные взыскатели пользуются такой возможностью и начинают звонить родственникам, коллегам и другим знакомым, если до должника не получается дозвониться.
3. Не общайтесь с анонимами
Представители коллекторских агентств, банков и микрокредитных организаций обязаны представляться. Звонящий должен назвать вам свою должность, ФИО, название организации. При личной встрече вы вправе требовать у профессионального взыскателя предъявить документы. Законом не запрещено фотографировать их или снимать копию.
Если представители кредитора не представились и отказываются предоставить вышеназванную информацию, вы имеете право прервать разговор с неустановленными лицами.
4. Зафиксируйте неправомерные действия
Неправомерные действия, угрозы в адрес должника и его близких являются нарушением закона и влекут как административную (по ст. 14.57 КоАП РФ), так и уголовную (172.4 УК РФ) ответственность.
Необходимо любыми способами зафиксировать неправомерные действия профессиональных взыскателей, чтобы в дальнейшем можно было провести более полную и объективную проверку.
— Если вам угрожают, запишите разговор на диктофон или камеру. Чаще всего предупреждение о записи беседы мотивирует представителей кредитора быть более вежливыми.
— Если вам звонят по ночам, а также нарушают частоту звонков, зафиксируйте время. Затем обратитесь к сотовому оператору за детализацией звонков, в которой указаны номера абонентов и точное время.
— Если на ваше имя поступают письма с угрозами и другие документы, сохраните их, чтобы использовать как доказательство нарушения ваших прав.
В случае если вы должны сразу нескольким организациям и не понимаете, какая из них прибегла к незаконным методам, попытайтесь получить от профессиональных взыскателей информацию о том, кто звонит. Сделайте скриншоты переписки или запишите беседу, чтобы затем обратиться к судебным приставам.
5. Обратитесь за помощью
Если вы столкнулись с неправомерными действиями лиц, занимающихся взысканием просроченной задолженности, например, грубостью при общении с использованием нецензурной лексики, психологическим давлением, а также если вы никак не связаны с задолженностью, в отношении которой вас беспокоят профессиональные взыскатели, обратитесь за помощью в Главное управление Федеральной службы судебных приставов по г. Москве через интернет-приемную на ведомственном сайте (https://r77.fssp.gov.ru/hall/ir). Кроме того, направить обращение можно по адресу: 105094, г. Москва, ул. Гольяновская, д. 4А. Задать уточняющие вопросы о порядке подачи обращений можно в рабочие дни по номеру телефона: 8 (499) 558 15 84 с 9.00 до 18.00.