Совместно с Советом депутатов муниципального округа Бирюлево Западное мы продолжаем серию материалов о местном самоуправлении в России. Сегодня расскажем о периоде с перестройки до начала 2000-х годов.
Очередной всплеск внимания к вопросам местного самоуправления вернулся с началом перестройки, во второй половине 80-х годов. Развитие бизнеса и появление частных инициатив в экономике требовало соответствующих преобразований в системе органов местной власти. В 1990 году был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». В нем впервые было официально закреплено понятие коммунальной собственности. Уже в следующем 1991 году приняли Закон «О местном самоуправлении в РСФСР».
Существовавшая ранее система исполкомов с коллегиальными полномочиями по принимаемым решениям заменили на систему глав администраций, которые выполняли свои функции единолично. При этом продолжала действовать система вышестоящих и нижестоящих советов. В законе подробно прописывались все полномочия совета и администрации на каждом уровне.
Главу администрации назначал глава вышестоящей администрации, но с согласия совета. Нередко местные советы вступали в конфликты с органами исполнительной власти, как на местах, так и на высшем уровне.
Подобная ситуация не могла долго продолжаться, и вылилась в трагические события октября 1993 года, после чего советы всех уровней были упразднены. Следующие два года можно было наблюдать доминирование исполнительной власти. Органы местного самоуправления были избраны только в некоторых регионах. Но, их полномочия регулировали временные положения и были крайне ограничены.
Лишь после вступления в силу в 1995 году Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» началось стабильное выстраивание системы местного самоуправления в России. Тогда же прошли выборы новых органов местного самоуправления. В том же году правительство РФ разработало и приняло Федеральную программу государственной поддержки местного самоуправления.
Программа внедрялась поэтапно. После реализации положений первой части, в 1999 году вступила в действие вторая часть — Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. В 1996 году Госдума приняла Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
В 1997 году законодатели принимают Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», в 1998 году — Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ». В тот же период Россия ратифицировала Европейскую партию местного самоуправления.
В 1999 году Президент РФ своим Указом утвердил Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ. В целях оптимизации взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти создали Совет по местному самоуправлению в РФ, который возглавил Президент России и Совет руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономической реформы при Правительстве РФ.
Отметим, что в некоторых регионах полноценные органы местного самоуправления так и не были сформированы, и сохранилась традиция назначения глав городов и районов президентами республик и губернаторами.
Новый этап развития местное самоуправление в России получило в 2002 году, когда был принят новый отраслевой Федеральный закон, по которому органы местного самоуправления работают до сих пор. Об этом читайте в заключительной части цикла.
Дмитрий Антипченко
Метки: Бирюлево Западное, история, местное самоуправление, Россия