Межрайонная прокуратура в своей работе по рассмотрению писем, жалоб, заявлений и приему граждан руководствуется полномочиями, определенными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», положениями Конституции Российской Федерации, законами о правах и свободах граждан и требованиями Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 45 от 30.01.2013.
Данные аналитического учета о работе с обращениями граждан в 2014 году свидетельствуют об увеличении числа обращений, поступающих в прокуратуру и рассмотренных. Так, в 2014г. в межрайонную прокуратуру поступило 3264 (АППГ 3189) обращений, что на 75 обращений больше. Увеличение количества поступивших обращений повлияло на рост рассмотренных обращений по существу. В 2014г. разрешено по существу обращений — 2094 (АППГ 2022), что на 72 обращения больше разрешенных в аналогичном периоде 2013 г. или составляет 64 % (АППГ 63%) от количества поступивших межрайонную прокуратуру обращений.
Показатель разрешенных непосредственно в межрайонной прокуратуре жалоб и иных обращений в отчетном периоде показал, что увеличение общего количества разрешенных в отчетном периоде жалоб произошло за счет увеличения обращений по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов (разрешено +1,04%). Вместе с тем, на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя при регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении количество разрешенных обращений сократилось (разрешено -1,1%).
Несмотря на увеличение количества поступивших обращений в 2014 г., уменьшилось на 217 обращений направленных в другие ведомства, что составляет 30% от количества обращений поступивших в межрайонную прокуратуру (2013г. — 1216, 2014 г. — 999). Анализ направленных на рассмотрение в другие ведомства обращений показал, что граждане, а также различные общественные организации, обращающиеся в органы прокуратуры, не всегда четко представляют компетенцию органов прокуратуры как правоохранительного органа, не знают полномочий иных правоохранительных органов, органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, органов, осуществляющих государственный контроль и надзор, а также порядок защиты нарушенных и оспариваемых прав, в том числе судебный порядок.
Несмотря на увеличение количества обращений поступивших и рассмотренных по существу уменьшилось количество обращений доводы, по которым нашли свое подтверждение. В 2014г. удовлетворено 415 (Alii 11 471) обращение, что составляет 19% от количества обращений рассмотренных по существу. По результатам удовлетворения каждого третьего обращения внесены представления об устранении нарушений закона; также принесены протесты и направлены иски в суд.
Количество рассмотренных повторных обращений в 2014г. аналогично с 2013г. . Доводы, изложенные в данной категории обращений, неоднократно проверялись, однако граждане не располагают достаточными знаниями в вопросах уголовного права и повторно обращаются в прокуратуру. По результатам повторных проверок требования заявителей не удовлетворялись.
Наибольшее количество обращений рассмотрено по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов — 2014 г. — 1023 и составляет 48% от общего числа рассмотренных обращений (АППГ — 983, 48%), что на 40 обращений больше.
Основное внимание при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства обращалось на пресечение правонарушений в сфере трудовых, жилищных прав граждан. По результатам проверок руководителям различных форм собственности вносились представления, в защиту интересов граждан направлены в суд заявления.
По результатам рассмотрения обращений, касающихся нарушения трудовых прав граждан удовлетворено каждое третье (26%), жилищных каждое двенадцатое (8%); об исполнительном производстве каждое двадцать второе (4%) обращение.
Серьезной проблемой продолжает оставаться высокое число обращений на нарушения жилищного законодательства, количество которых выросло на 52% с 58 до 111. Вместе с тем, число удовлетворенных уменьшилось с 10 до 9. Каждое второе обращение о не согласии с повышением тарифов ЖКХ. Также граждане не согласны с проведением поверки счетчиков водоснабжения и не уведомлением о дате и времени проведения общего собрания членов ТСЖ. По результатам проверок внесено 8 представлений. По факту неудовлетворительного состояния подъезда жилого дома вынесены постановления о привлечении управляющей компании к административной ответственности.
Не теряет актуальности вопрос полноты и своевременности исполнения решений, постановлений службой судебных приставов. Вместе с тем, количество обращений по вопросам соблюдения законов об исполнительном производстве увеличилось на 14% с 211 до 248.Однако, количество удовлетворенных жалоб уменьшилось на 50% с 22 до 11. При проведении проверок соблюдения законодательства об исполнительном производстве и о судебных приставах по исполнительным производствам, судебными приставами совершаются исполнительные действия, меры принудительного исполнения в порядке ст. ст. 64, 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве», таки образом доводы заявителей о бездействии / незаконных действиях судебных приставах не находят своего подтверждения.
Число обращений в сфере земельного законодательства в 2014 года увеличилось в два раза с 21 до 40. Наиболее часто граждане жаловались на организацию стоянок около жилых домов и законности установки ограждающих устройств. Из рассмотренных обращений в анализируемо периоде удовлетворено 4 обращения (АППГ 5), что составляет 10% (АППГ 23%).
Актуальным оставался вопрос соблюдения пенсионных прав граждан, однако число разрешенных обращений анализируемой категории в 2014 г.
незначительно увеличилось с 10 до 11, что повлияло на увеличение удовлетворенных обращений с 2 до 3.
Основными доводами обращений граждан являются несогласие с размерном начисленной пенсии по старости и негосударственной пенсии, несвоевременность перечисления работодателями взносов в Пенсионный фонд. По фактам выявленных нарушений внесены представления.
В 2014 году продолжена работа по осуществлению надзора за соблюдением прав и интересов несовершеннолетних. При увеличении количества жалоб на нарушения прав несовершеннолетних с 70 до 82, сократилось на 43% с 16 до 7 количество жалоб доводы по которым нашли своего объективного подтверждения.
Вторую позицию по числу рассмотренных обращений составляют обращения по вопросам надзора за органами предварительного следствия и дознания — 978 (АППГ 946), из них по вопросам следствия и дознания, на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя при принятии, регистрации и рассмотрения сообщения о преступлении -679 (АППГ 752); по вопросам следствия и дознания — 299 (АППГ 194). Анализ показывает, что основное число жалоб и заявлений по вопросам следствия и дознания касается нарушения ОМВД процессуальных обязанностей об уведомлении граждан о результатах рассмотрения их заявлений, о несогласии с принятыми решениями по материалам проверок, о несогласии с прекращением уголовного дела и возобновлении производства по нему, о необходимости проведения следственных действий по уголовным делам. По указанной категории обращений отмечена тенденция принятия мер прокурорского реагирования и удовлетворения требований заявителей.
По надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам в 2014г. рассмотрено 43 (АППГ 45) обращений, что составляет 2% (2%) от общего количества рассмотренных обращений. Жалобы по указанному вопросу в 2014 г. не удовлетворялись (АППГ 0). Снижение количества жалоб обусловлено обеспечением действенного участия помощников прокурора в рассмотрении судами уголовных дел, в связи с чем судами принимаются законные и обоснованные решения.
В сфере осуществления надзора за законностью судебных постановлений по гражданским делам количество рассмотренных по существу жалоб в 2014 г. по сравнению с 2013 г. уменьшилось на 3 и составило 2% от общего количества обращений рассмотренных межрайонной прокуратурой (2014 г. — 45; 2013 г.- 48). Также уменьшилось количество удовлетворенных обращений, что составляет 13% (14%). Анализ рассмотренных жалоб показал, что жалобы поступали, в основном, на неисполнение решения суда; на не взыскание алиментов; на судебные решения; на длительное рассмотрение гражданских дел; на действие работников суда; об участии в процессе прокурора.
Помимо направления письменных обращений, значительное число граждан обращается в органы прокуратуры на личный прием. Прием граждан в межрайонной прокуратуре осуществляется ежедневно в соответствии с распоряжением межрайонного прокурора. Практика показывает, что на прием в прокуратуру, как правило, обращаются граждане, которые нуждаются в бесплатной юридической консультации и квалифицированной помощи. Указанной возможностью в 2014 г. воспользовалось 1018 (АППГ — 892) граждан, что на 126 больше предыдущего года. Вместе с тем, уменьшилось на 20 в сравнении с 2013 г. количество граждан принятых прокурором и его заместителями (2013г. — 361, 2014г. — 341), что составляет 33% (АППГ 40 %) от общего количества принятых на приеме граждан. Лично прокурором принято 114 (АППГ — 147), что составляет 11% (АППГ — 16%) от общего количества граждан принятых на приеме.
При обращении граждан в межрайонную прокуратуру на личном приеме им давались подробные разъяснения положений действующего законодательства, разъяснялись установленные законом способы защиты нарушенных или оспариваемых прав; в ответах на письменные заявления граждан при отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования в обязательном порядке заявителям разъяснялось право на судебную защиту. Наибольшее число обращений, по которым даны разъяснения, в том числе судебного порядка защиты нарушенных прав, — обращения по вопросам соблюдения федерального законодательства.
Во исполнение поручения первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э. от 26.10.2011 № 72/1-17д-2011 «О практике возбуждения прокурорами дел об административном правонарушении» сообщаю, что межрайонной прокуратурой в 2014 году проведено 10 (АППГ 9) проверок исполнения Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Выявлено 2 (АППГ 3) нарушений закона, по постановлению прокурора к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.59 КоАП РФ привлечено 2 (АППГ 3) должностных лица.
В отчетном периоде в межрайонную прокуратуру необоснованно поступило большое количество обращений граждан, касающихся защиты прав потребителей. В 2014г. поступило 97 (АГШГ-39) обращений общественных организаций, в том числе 89 из Окружного общества защиты прав потребителей ЮАО г. Москвы, касающиеся подведомственности органов Роспотребнадзора. Меры прокурорского реагирования по результатам рассмотрения обращений не принимались.
В связи с тем, что деятельность органов прокуратуры по работе с обращениями граждан является одним из приоритетных направлений, в межрайонной прокуратуре уделяется повышенное внимание совершенствованию работы по рассмотрению жалоб и заявлений граждан. С этой целью регулярно на оперативных совещаниях обсуждаются вопросы, связанные с полнотой проверок по жалобам, соблюдением сроков разрешения и надлежащим учетом обращений, оказывается методическая помощь молодым специалистам.
Новости
Межрайонная прокуратура работает с обращениями граждан. Итоги за 2014 год
12/05/2015