11 февраля 2014 г. Совет Российского книжного союза (РКС) по общественной экспертизе учебников и учебной литературы подвел итоги своей работы. В течение трех месяцев эксперты, среди которых были не только преподаватели, но и родители школьников, оценивали учебные пособия, разработанные московскими и региональными издательствами. Результат экспертизы таков: большинство учебников проверку прошли и были рекомендованы к включению в федеральный перечень литературы для использования в школах.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки, для того чтобы попасть в федеральный список учебников, все пособия должны пройти пять экспертиз: научную, педагогическую, общественную и в некоторых случаях — этнокультурную и региональную.
«Общественная экспертиза имеет важнейшее значение в отборе учебной литературы для российских школ. Ей уделяется не меньше внимания, чем научной и педагогической, — говорит руководитель Центра образовательной политики Московского городского дома учителя, заместитель председателя Объединенного совета РКС по общественной экспертизе Нина Минько. — Для участия в проведении экспертизы были отобраны более восьмисот экспертов. Многие из них были рекомендованы к этой работе Департаментом образования города Москвы, Российской библиотечной ассоциацией, Московским городским педагогическим университетом и другими профильными организациями. На данный момент стали известны результаты работы общественных экспертов. Так, из 933 учебных пособий, представленных на рассмотрение различными издательствами, 822 получили путевку в жизнь. Стоит отметить, что для того, чтобы учебник был одобрен, он должен получить три положительных заключения. То есть каждое пособие было тщательно изучено тремя экспертами. На одного рецензента приходилось от 5 до 9 учебных пособий. На их изучение отводилось всего две недели».
822 пособия, о которых рассказала Нина Минько, оказались в числе принятых без замечаний. Еще 31 учебник также был рекомендован к включению в федеральный список, но эти пособия вызывали вопросы и были одобрены не единодушно. Тем не менее они получили право на дальнейшее прохождение процесса принятия решения.
Заключение общественной экспертизы теперь будет направлено в Министерство образования и науки, и уже ведомство примет окончательное решение, какие именно пособия попадут в Федеральный перечень учебников.
Около 8,5% от числа всех рассматриваемых экспертами пособий, а это 80 учебников, были забракованы по тем или иным причинам. Интересно, что среди недостатков часто фигурировали внешние характеристики, например, обложки книг — в одних случаях чересчур плотные, в других — совсем мягкие, а также бумага, на которой учебники напечатаны. Естественно, содержанию пособий уделялось наибольшее внимание экспертов.
«Проведена полезная работа, — считает Нина Минько. — От ее результатов во многом зависит качество пособий, по которым будет вестись учебный процесс. А в следующем году работы у экспертов будет еще больше, ведь в Москве каждый учебник будет иметь свою электронную версию, и мы будем давать оценку и ей тоже. Я считаю, что к процессу экспертизы обязательно должны быть подключены члены управляющих советов московских школ. Их знания и опыт помогут выделить среди общей массы учебников самые лучшие».