Новости

ОТ СОФИИ ДО СЕРАФИМЫ – ОТ МОНАСТЫРЯ В ФИЛИМОНКАХ ДО БИРЮЛЕВСКОГО ХРАМА

13/02/2020

serafima

В народе говорят, что февральский снег весною пахнет. Наверное, так оно и было 17 февраля 1950 года, почти семьдесят лет назад, в Прощенное Воскресенье, когда оставила земную обитель схимонахиня Серафима Бирюлевская. Именно так – Серафимой Бирюлевской – называют Софию Ильиничну Ушакову, никогда не проживавшую в Бирюлеве, но волею Божией ставшей крепкой молитвенницей за наш Бирюлевский храм, паству и за всех людей, просящих ее заступления и помощи. Перед кончиной матушка Серафима открыла тогдашнему настоятелю Бирюлевского храма отцу Николаю Перехвальскому, что после ее смерти молитва у ее могилы будет помогать больным и страждущим. Об удивительном пути хрупкой девушки из обеспеченной семьи к аскетическому подвигу монашества и дарованной ей Богом способности помогать людям мы и хотим рассказать вам сегодня, дорогие читатели.

19 июля 1875 года в благочестивой семье родилась девочка, которую нарекли Софией. Скорее всего, родилась она в городе Кашин Тверской губернии, но местом рождения могло оказаться и село Кашино Волоколамского уезда, которое не так уж и далеко от Тверского Кашина. Родители прочили дочери блестящее будущее, хорошее образование и выгодное замужество. Незадолго до свадьбы, обращаясь к родителям с просьбой об отсрочке решения на одну ночь, София сказала:

– Я из послушания родительского не пойду, но дайте мне одну ночь на раздумье. Хочу положить жребий, и что мне выпадет – замужество или монастырь, так тому и быть.

И вышло так, что суждено было девушке монашеское служение.

Родители смирились и стали собирать дочку в дорогу. Рано утром София в сопровождении родительницы направилась в неблизкий путь  – в Княже-Владимирский женский монастырь, находившийся в селе Филимонки (недалеко от нынешнего Подольска).  Монастырь этот был основан в честь чудесного избавления от гибели императора Александра III и его семьи с Наследником Цесаревичем Николаем в крушении поезда 17 октября 1888 года.  Почему этот факт так важен, дорогие читатели, вы узнаете чуть позже…

Девушку приняли в монастыре с любовью. Глядя на знатную красавицу, игуменья поначалу высказала сомнение:

– Сможешь ли в послушании – у нас трудно…

Но София была тверда в своем намерении посвятить жизнь Богу.  Ей приходилось выстаивать многочасовые службы и нести бремя тяжелых послушаний. В монастыре оставались только те послушницы, которые, благодаря смирению и  трудолюбию, справлялись со всеми тяготами монастырской жизни. Несмотря на тяжелый труд, у Софии не возникло желания вернуться домой.

Пять лет София носила на коромысле в гору тяжёлые ведра с водой, а когда  тяжести оказались непосильными по причине  нездоровья (ноги ослабели и почти не слушались ее), собирала и заготавливала на зиму грибы.

По прошествии многих лет тяжелого труда на послушаниях, София заболела и слегла в постель, с которой уже более не встала. Однажды зимой ее, тяжело больную, сестры повезли на санях к врачу. Разыгралась метель, сани встряхнуло, и больная выпала из них… После долгих поисков матушку нашли сильно обмороженную, занесенную снегом. С тех пор ноги и руки страдалицы стали скрюченными, а тело покрылось язвами. Вероятно, именно после этого случая  подвижница приняла схиму, то есть стала схимонахиней Серафимой, а небесным покровителем ее стал преподобный Серафим Саровский.

Схи́ма – это обет православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения, определенная степень отречения от мира.

Хотя матушка Серафима была недвижимой, она служила регентом  монастырского хора и уже тогда помогала простым людям. Как-то из села Филимонки прибежала к ней маленькая девочка Мария, у нее заболел пальчик… Врачи говорят, надо отрезать. А Серафима говорит:

– Деточка,  ничего тебе резать не будут, все будет хорошо.

Схимонахиня составила лекарство из свечных огарочков, еловых шишек да маслица от двенадцати праздников… Прочитала молитву, помазала мазью больной палец, опухоль и пропала, операция не понадобилась. С той поры Мария стала к матушке наведываться, привязалась к ней.

В ноябре 1928 года монастырь закрыли, монахинь и послушниц выгнали, а схимонахиню Серафиму, лежащую на железной кровати, представители власти вынесли за ограду монастыря в березовую рощу. Матушка долго лежала под открытым небом на холоде, пока Мария не нашла её. Мария любила матушку. Девочка была сиротой, жила с теткой очень бедно, но каким-то образом сумела умолить ее оставить матушку Серафиму у себя. Повзрослев, Мария вышла замуж  и  переехала в дом мужа в поселке совхоза Коммунарка. И, конечно, матушку Серафиму Мария забрала с собой.

Двадцать два года, до самой кончины схимонахини, Мария была ее верной помощницей. Ухаживая за больной, Мария каждый раз удивлялась мужеству и безмерному терпению матушки, из уст которой вырывался не стон, а благодарение Господу за всё. Именно за свою непоколебимую веру и великое смирение старица и удостоилась Даров Святого Духа: прозорливости и исцеления. Схимонахине Серафиме, столько лет страдавшей от незаживающих язв, было дано свыше врачевать телесные болезни и раны духовные. К прозорливой старице приезжали страждущие не только из окрестных сёл, но и из Москвы. Тайно приезжали монашествующие и священники.  По словам современников, матушка умела утешить, отогреть душу, помочь в решении трудных вопросов. «Смиренный дух её, покой душевный были удивительны! Сама всегда приветливая, в руках крест, на руке четки… Она – кому слово, кому водички со креста, кому маслица – врачуя духовные и телесные недуги».

Люди тянулись к матушке Серафиме. Бывало, до сорока человек помещалось в ее небольшой комнатке. Молились и трапезничали сообща. С матушкой невозможно было расстаться. Дорого было каждое мгновение, проведенное с нею.  Возрастающее почитание схимонахини было настолько явным, что это тревожило местные власти. Несколько раз семью Марии предупреждали, чтобы они не пускали посетителей к старице, угрожали выгнать из дома. Из воспоминаний дочери Марии, Серафимы Кузьминичны Кузнецовой: «Однажды пришли к нам, а в дом попасть не смогли, дверь чудесным образом оказалась  «на замке», ее никто из нас не закрывал. Постучали они, постучали и ушли».

Позже, чтобы не подвергать семью Марии опасности,  старица Серафима решила перебраться в деревню Жабкино, расположенную уже совсем недалеко от Бирюлевского храма. Мария продолжала ухаживать за матушкой.  Старицу часто посещали прихожане и духовенство нашего храма. Скончалась матушка Серафима 17 февраля 1950 года и перед кончиной завещала похоронить ее возле храма. По свидетельству очевидцев, «по смерти расправились у матушки ручки и ножки. И лежала она покойно, строгая и светлая. Когда выносили из дома гроб, все увидели на небе огромный огненный крест».

Многочисленные случаи помощи и исцеления уже в 21 веке по молитвам у могилы схимонахини Серафимы, захороненной возле нашего храма, описаны в книге Т. Велк-Углановой «Подвижница благочестия» и в книге С. В. Девятовой «Православные старицы 20 века».  Но все свидетельства помощи матушки Серафимы отразить документально невозможно, потому что совершается эта помощь непрерывно, и почти всегда у могилы возле храма можно увидеть молящих о помощи людей.

О святости матушки Серафимы свидетельствует и тот факт, что после почти тридцатилетнего пребывания в земле мощи ее остались нетленными. В 1977 году по проекту застройки микрорайона Бирюлёво-Западное Бирюлёвское кладбище должны были уничтожить. Перезахоронить старицу было поручено отцу Алексию Байкову. Из воспоминаний отца Алексия Байкова: «Она была нетленная, я видел своими очами. Все нетленно, не так, как обычно бывает… Я молодой был, растерялся, конечно. К такой Святыне прикоснуться сподобился… Ну, ничего, Господь помог… Все сделал как надо… Отслужили панихиду, а потом предали земле, все как положено…»

Поражает тот факт, что матушка в земной своей жизни начала монашеское служение в монастыре, воздвигнутом в честь избавления от гибели будущего Государя Императора Николая II, а после своей кончины стала окормлять храм, утверждающий бессмертную Память о Николае II, — то есть наш Бирюлевский храм, названный во имя Николая Мирликийского, чтобы сохранить Память о Царе и Царской Семье и обрести Их заступничество.  И матушка Серафима тоже стала заступницей нашего храма.  Ей было открыто его будущее. Незадолго до своей кончины матушка сказала отцу Василию Моисееву, служившему в Бирюлевском храме: «Не уходи, тебе еще храм строить». Так и случилось – именно он восстанавливал ныне действующий храм после пожара, случившегося в 1956 году.  Поэтому протоиерей Константин Кобелев и считает, что именно матушка Серафима – создательница ныне действующего храма Святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве, именно она благословила отца Василия на строительство. «Иначе как бы он решился сам без такого предсказания, без такого благословения приступить к какому-то строительству в то время, когда все священники находились под жестким контролем соответствующих органов, и такая инициатива могла кончиться для него очень плачевно. А вот он имел такую веру. Помолился, сходил к ней на могилу, как я понимаю. И потом дерзнул приступить к этому делу.»

Да, бирюлевские отцы не боятся дерзать! Вот и протоиерей Виталий Тогубицкий, нынешний настоятель храма Святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве, тоже дерзнул приступить к грандиозному строительству нового  храма. Сколько сил, средств,  терпения, веры и любви вложено в это храм, знает только Господь Бог. Храм выстроен, осталось провести  электричество, выполнить внутреннюю отделку, возвести иконостас. Но  храм не имеет достаточных средств, чтобы начать эти работы. Мы выражаем особую благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за ту помощь, которую он оказывает в деле  строительстве храма – в настоящее время монтируется система отопления и водоснабжения. Дополнительно мы обращались во многие фонды, финансируемые крупным бизнесом, но никакой помощи, к сожалению, так и не получили. И вот мне подумалось, что если каждый из нас, придя со своим прошением к матушке Серафиме, зажжет свечку и попросит ее молитвенной помощи не только в устроении своих дел, но и в благоустройстве нового храма, то дело, наверняка, будет спориться быстрей. Всех, желающих почтить светлую память матушки Серафимы, помолиться о своих нуждах и о помощи в благоустроении нового храма, мы с радостью ждем в нашем храме Святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве 17 февраля.

Часто наши гости задают один и тот же вопрос «Когда заработает храм?», но этот вопрос надо переадресовать, прежде всего, себе самому, потому что от нашей готовности жертвовать и жертвовать неоднократно (что гораздо сложнее, поверьте),  зависит жизнь нового храма. Пожертвование – это не только ваша жертва на храм, но и ваша личная молитва за того человека, чье имя вы укажите при пожертвовании – за ваших родных и близких, за усопших родственников.

Перевести ваши пожертвования Вы можете на наш счет 41001728628791 в системе Яндекс Деньги по ссылке http://www.st-nikolas.ru/stroim-noviy-chram/prichod-stroit-noviy-chram, или просто можете придти в храм и совершить посильное пожертвование.

Да не оскудеет Рука Дающего – благотворителей и благоукрасителей нового храма Святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве!

 Елена, прихожанка храма
святителя Николая Мирликийского
в Бирюлеве Западном
по благословению настоятеля храма
протоиерея Виталия Тогубицкого 

Статья основана на материалах книги Т. Велк-Углановой «Подвижница благочестия», книги С. В. Девятовой «Православные старицы 20 века» и материалах сайта храма Святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве

Выбор редактора