Новости

Европейская хартия местного самоуправления – западный законодательный опыт на российской почве

29/05/2018
На заседании Совета Депутатов
На заседании Совета депутатов

Совместно с аппаратом Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Западное мы продолжаем цикл материалов об истории местного самоуправления. В этот раз расскажем о международном опыте на примере Европейской хартии. Многие ее принципы используются и в России.

Документ был разработан в 1985 году. За три следующих года его подписали все страны, входившие в Совет Европы, и в 1988 году Хартия была окончательно принята. Россия подписала документ в 1996 году, когда стала членом Совета Европы. Нормативный акт был ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ.

Европейская хартия местного самоуправления состоит из трех частей, в которых в общей сложности содержется18 статей. В преамбуле Хартии сообщается, что государства — члены Совета Европы, подписавшие Хартию, соглашаются с тем, что «органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя», а «право граждан участвовать в ведении государственных дел относится к демократическим принципам, разделяемым государствами — членами Совета Европы», и «это право наиболее непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне».

Таким образом, Хартия декларирует и закрепляет один из важнейших принципов западной демократии – влияние местных сообществ на управление страной и автономность в местных вопросах. Проще говоря, существует ряд сфер, в которых решения могут приниматься без участия вышестоящей власти: строительство дорог, благоустройство территорий, транспорт и т.д. Такое разграничение позволяет выстроить более эффективную систему управления страной.

Именно об этом говорится в первой части Хартии, где дается подробное определение местного самоуправления.

Реализация полномочий местного самоуправления, в соответствии с Хартией, происходит через советы или собрания, члены которых избираются путем свободных, прямых, равных и всеобщих выборов. Советы или собрания могут организовывать подотчетные им исполнительные органы. Например, органами местного самоуправления в Москве являются Советы депутатов, а исполнительного-распорядительными органами – аппараты (или администрации).  

Также в Хартии есть требование законодательного закрепления принципов местного самоуправления в законах стран, ратифицировавших документ, желательно, в конституции. В России общие принципы организации местного самоуправления определяются в Главе 8 Конституции РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

В документе говорится и о сфере компетенции местного самоуправления, о механизме передачи властям местного уровня  полномочий со стороны вышестоящих органов и защите от излишнего контроля и злоупотреблений со стороны вышестоящей власти и правоохранительных органов. При этом важно соблюдать баланс между надзором и полномочиями: в особых случаях контроль над органами и должностными лицами местной власти допустим для предотвращения злоупотреблений уже с их стороны. Например, согласно Хартии, представители вышестоящей власти могут контролировать работу органов местного самоуправления только в той мере и в тех случаях, которые предусмотрены конституцией или законом.

— Важно помнить, что многие общественные институты и законы в России после Перестройки создавались по европейскому образцу, поскольку собственного опыта у нас не было, а тот, что был до революции, устарел. Это относится и к местному самоуправлению. Во многих отношениях, Европейская хартия является актуальным для нас документом, более того –действующим. Российское законодательство в области местного самоуправления (с учетом нашей специфики) во многом опирается на принципы, положения и понятия этого документа, — отметила руководитель аппарата Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Западное Татьяна Худова.

Метки: , , ,

Выбор редактора