Новости

Как зарождалось местное самоуправление?

13/03/2015

Современная историческая наука не в силах дать единый ответ о том, когда сложилось местное самоуправление. Некоторые авторы считают, что зарождение самоуправления на Руси можно отнести во времени становления и развития общинного строя у славян, когда у них шел активных процесс объединения в союзы общин и городские поселения, а также происходил раздел власти на центральную и местную.
Есть также другое мнение, что историю самоуправления нужно вести с момента возникновения народного собрания, которое было принято именовать «вече», зародилось оно на Руси в X – XI вв.
Максимально широко идея подобного правления была раскрыта в Пскве и Новгороде, где вече было органом народной власти. Ликвидировали эти народные собрания только в период правления Ивана Грозного.
Еще группа экспертов часто относит начальный этап зарождения самоуправления к первой земской реформе, которая была в середине XVI в. По их общему мнению, именного с того момента началось развитие отдельных элементов российского самоуправления.
Однако, несмотря на различие мнений в вопросе возникновения самоуправления на Руси, все сходятся на том, что наибольшее развитие местное самоуправление получило в петровские времена. Именно поэтому стоит подробнее остановиться на этом временном отрезке.
В эпоху Петра I местную власть представляли бурмистерская палата в столице и земские избы в городах. Приказ об их учреждении датируется 30 января 1699 г.
В новинку было то, что состав этих органов самоуправления стал выборным. Изначально функция земских изб состояла в сборе доходов и распределении повинностей, которыми облагалось торгово-промышленное сословие. Для руководства органами МСУ избирались избные старосты.
Но довольно быстро, уже в 1702 г., должность избных старост была упразднена, а все их функции были переданы воеводам и выборным дворянским советам. При этом воевода не мог самостоятельно принимать решения без дворянских советов, это означало, что власти были заинтересованы в концентрации полномочий у одного привилегированного сословия.
Новые изменения в местном самоуправлении произошли в 1713 году. Часть функций местного самоуправления была передана коллегии, которая состояла из губернатора и 8 — 12 ландратов (советников от дворян уезда).
Уже в 1716 г. губернии были разделены на более мелкие административные единицы — доли, а ландратов сделали их главами. За сбор налогов после нововведения стали отвечать теперь земские камериры, комиссары и рентмейстеры.
Система местного самоуправления постоянно реформировалась в то время, и в 1719 губернии стали разделяться на провинции, которыми теперь управляли воеводы.
Местные администрации находились также под контролем воевод. Они комплектовались за счет земских писарей, надзирателей и других мелких чиновников. А деятельность земских изб была полностью упразднена.
Спустя небольшое время Петр I увидел всю несостоятельность системы, из-за несовершенства которой были огромные разрушения в провинциальных хозяйствах.
Поэтому в 1721 году Петр I решил еще раз изменить линию управления регионами и учредил в провинциальных городах выборные магистраты, а в столице — главный магистрат. Кроме того, первый Император урезал властные полномочия губернаторов и воевод, отняв у них суды.
К сожалению, преемники Петра Первого отнеслись к созданию полноценной ветви народовластия с меньшим энтузиазмом и многие меры, благоприятствующие ее становлению, были отменены. В частности, в 1727 году был упразднен выборный суд, и судебная власть перешла обратно к губернаторам и воеводам. Также были упразднены главный и городовые магистраты.
В ходе этих реформ губернаторы и воеводы сосредоточили всю местную власть в своих руках. Упадок местного самоуправления продолжался вплоть до восшествия на российский престол Императрицы Екатерины II, при которой реформирование всей системы управления в регионах было перезапущено заново.

Метки: ,

Выбор редактора